Что определяет качество глины?
Природное особое свойство глины – это ее гигроскопичность (активно поглощает воду), при смешивании с водой глина меняет свою структуру, становится более гибкой и вязкой. Пластичность глины во многом зависит от размера частиц, из которых она состоит (мелкозернистый материал высокого качества в природе встречаются редко). Присутствие же в глине тех или иных примесей и их процентное содержание, в конечном счете, определяет ее качественные характеристики, такие как пластичность, усадка, спекаемость, огнеупорность, упругость, механическая прочность, цвет, текстура.
Пластичность глины – это свойство позволяет получать сложные формы изделий, она очень хороша в лепке, но не будет обладать достаточной прочностью для того, чтобы изготовить из нее изделия крупной формы.
В случае изготовления крупных изделий в пластичную глину добавляют крупнозернистые или отощающие материалы. Чем более пластична глина, тем меньшую температуру обжига она может выдерживать. Определить пластичность «на глаз» можно несколькими способами (первый способ был описан ранее). Слепить из глины колбаску и разорвать ее на две части. Если концы краев – тонкие и тянутся, как нити, то глина пластична, а если сухие и толстые, а сама глина в руках рассыпается, то низкопластична. Пластичную глину называют жирной, а низкопластичную соответственно тощей. Очень пластичная глина обладает способностью впитывать воду, однако при ее излишках, она теряет пластичность и становится не только мягкой, но и липкой. Потребуется время, чтоб дать ей подсохнуть. Причем, подготовленное к работе глиняное тесто, должно полежать, что придаст глине большую пластичность. Я повторяюсь – она должна «вылежаться».
Усадка глины или сжимаемость – изменение массы и размеров во время сушки и обжига в результате испарения воды, входящей в ее состав. В процессе сушки вода просачивается изнутри изделия на поверхность и высыхает, поэтому глина твердеет и размеры ее уменьшаются. Глина, обладающая большей впитываемостью (более жирная глина), обладает и большей сжимаемостью. Размер использованных в лепке кусочков тоже влияет на степень усадки: глина, состоящая из мелких кусков, сжимается больше, чем состоящая из крупных. Самая большая усадка происходит за время обжига, когда уходит химически связанная вода. Далее происходит непрерывный процесс отвердевания и сжатия с образованием кристаллов стекла в обжигаемой глине, которые и превращают глиняную массу в керамику. Чем выше температура обжига, тем в большей степени глина дает усадку. Если потребуется уменьшить усадку глины при сушке, что в свою очередь уменьшит ненужную деформацию изделий и избавит от трещин в больших по диаметру изделиях, то можно добавить песок или шамот (до 25%). В тяжелых глиняных изделиях для понижения сжимаемости используется полевой шпат.
Измерить величину усадки в процентах можно, как разницу между измерениями высоты в мм на влажной и на обожженной глиняной полоске.
Огнеупорность – способность выдерживать высокую температуру. Каждый вид глины и каждый добавляемый компонент имеет свою специфическую температуру плавления, которая и определяет температуру обжига, необходимую для спекания глины, когда она превращается в керамику.
В зависимости от способности противостоять воздействию высоких температур различают три группы глин:
легкоплавкие – с температурой плавления ниже 1350 градусов. Они остаются пористыми при нагреве до определенной температуры, затем сразу плавятся. Это глины известняковой породы;
глины, поддающиеся остекловыванию (среднеплавкие) – с температурой плавления от 1350 до 1580 градусов. Они при обжиге достигают состояния значительной плотности и теряют пористость. При не слишком высокой температуре начинается переход в стеклообразное состояние;
огнеупорные глины (тугоплавкие) – с температурой плавления выше 1580 градусов. Они сохраняют форму и не подвергаются деформации при очень высоких температурах. К ним относится каолин с повышенным содержанием оксида алюминия.
Добавлением в глиняную массу полевого шпата и карбоната кальция (мела) контролируется твердость и температура обжига.
Окраска – цвет сырой глины может быть красный, коричневый, голубой, зеленый, серый или белый в зависимости от входящих в ее состав минеральных примесей и солей металла. Цвет глине придают окись алюминия, окись железа и окись титана. Если оксиды железа и титана в составе по совокупности не превышают 1%, то глина имеет белый цвет даже после обжига, если более 1%, то глина после обжига имеет красный цвет, несмотря на то, что в сыром виде была голубой или зеленой. При обжиге большинство глин резко меняет свой цвет и незначительное изменение состава глиняной массы может повлиять на окраску.
Керамические изделия состоят не из глины в чистом виде, а глиняных смесей. В состав глиняных смесей входят три основных компонента:
Пластичные материалы – глиняная масса подбирается исходя из свойств, подходящих для формовки и обжига. Могут использоваться разные виды глины в соответствующих пропорциях. Усиливает пластичность белая глина (каолин).
Плавни – добавки, способствующие снижению температуры плавления (спекания). Плавни (флюс), например, силикат натрия и карбонат натрия (сода), добавляются к сухой глине в пропорции не более 1% (можно добавить соду или мел мелкого помола в шликер). В мелкодисперсном состоянии эти добавки являются сильными плавнями, но в то же время, при температуре обжига до 1000 градусов они снижают прочность керамики, а при более высокотемпературном обжиге возможна деформация изделий. Если карбоната кальция (мела) добавить больше 13%, изделие может деформироваться или расплавиться. Снижает температуру обжига и тальк (добавляется в пропорции 2%), но поскольку плохо смешивается с водой, его следует добавлять к глине в сухом состоянии. В тяжелых глиняных изделиях для снижения температуры обжига используется полевой шпат.
Отощающие добавки – в качестве понижающих пластичность и усадку масс при сушке и обжиге добавляются шамот, мелкий или крупный песок (просеянный, промытый, высушенный), пемза или мел. Следует учитывать, что соотношение добавок имеет большое значение. Например, по мере добавления молотого песка (до 15%) пластичность глины повышается, а дальнейшее его добавление уменьшает пластичность (его количество не должно превышать 25%).
Плавни и отощающие материалы усиливают характерные особенности пластичного материала, его декоративные свойства. Так, например, при добавлении в глиняную массу органических примесей - опилок, пуха тополя, рогоза или измельченной шерсти животных керамика станет легкой и пористой после их выгорания.
Таким образом, опытные мастера смешивают несколько сортов глины, используют добавки и готовят глиняную массу для конкретного вида работ. Есть различные виды глиняных смесей, их составляющие тщательно рассчитываются, как и режим обжига для конкретного вида изделий, для чего требуется особое мастерство. Для начинающих важно понять, что использование нового вида материала или изменение состава глиняной массы может привести к неожиданным результатам, но предшествующий опыт работы обязательно поможет в будущем избежать ошибок. Ведь пословица «Не боги горшки обжигают» для тех, кто готов к экспериментам. Попробуйте для более тонких изделий использовать более жирную глину, для массивных – более тощую. Методом проб и ошибок можно откорректировать структуру глины и ее цвет после обжига.